История развития ГБО - всё о поколениях

Вступление:

Несмотря на то, что нефть время от времени дешевеет, цены на топливо продолжают неуклонно расти. В поисках более дешевой альтернативы многие автолюбители переоборудуют свои транспортные средства на газ.

Со времени своего существования газобаллонное оборудование (ГБО), претерпело много изменений.

На сегодняшний день известно 5 поколений ГБО, однако следует учитывать, что первые три поколения по своим техническим и эксплуатационным характеристикам оставались далекими от совершенства.

Первыми, кто активно начал переоборудовать свои автомобили под газ, были водители маршрутных такси марки “Газель”.

Вслед за ними всё больше начали устанавливать ГБО и частные автовладельцы.

Хотя первые системы газового оборудования и были достаточно капризными, тем не менее экономия давала о себе знать.

Так как же развивалось ГБО и в чем заключается его эволюция?

Правдиво о поколениях ГБО :
По сути дела радикальных отличий между поколениям ГБО нет. Просто время от времени производители постепенно совершенствуют свои изделия, добавляя новые узлы.

Взглянув на ситуацию более объективно, то версий ГБО получается три. Именно в них имеются конструктивные различия. Тем не менее между этими конструкциями имеются промежуточные варианты.

Традиционной системой питания двигателя автомобиля считается бензиновая. Эта система также модифицировалась. Сперва были только карбюраторы. Затем инжекторы с распределительным впрыском и непосредственный впрыск.

Поколения ГБО также отличаются принципами подвода газа к силовому агрегату.

Первое поколение ГБО :
С этого поколения началась эпоха газа как топлива для авто. В работе этой системы применяется пропан-бутан или метан.

Как и у бензиновой системы у газовой также имеется свой “бак”. Его функцию выполняет баллон, устанавливаемый в багажнике или салоне.

После заправки баллона газ по запорной аппаратуре поступает к испарителю, объединенному с охладительной системой. В испарителе газ трансформируется в пар. Затем на его пути стоит редуктор, дозирующий впрыск. Дозировка осуществляется исходя из степени давления во впускном коллекторе двигателя.

В метановой системе при движении от испарителя к редуктору происходит прогрев газа.

В первом поколении газового оборудования испаритель и редуктор были выполнены в виде раздельных блоков. В более поздних версиях эти два узла стали монтировать в едином корпусе.

В редукторах первого поколения присутствовал вакуумный клапан. Его открытие происходило от появления во впускном коллекторе низкого давления (вакуума).

По этой причине первое поколение ГБО именовали “вакуумным”.

От вакуумного клапана через карбюратор или специальный смеситель смесь подавалась к коллектору. К слову смеситель также монтировался отдельным узлом.

Такую систему подачи газа сложно назвать идеальной. В данной конструкции газ на пути к камере сгорания должен преодолевать большое расстояние.

По этой причине у владельцев вакуумного оборудования возникали частые проблемы с запуском двигателя. Зачастую сложно было запустить непрогретый двигатель, поскольку вакуумное давление было слабым.

Из-за этого в вакуумную систему монтировали так называемый “подсос”. Благодаря ему производилась прямая подача газа к двигателю. При этом образование бензиновой смеси прекращалось.

Среди недостатков первого поколения ещё можно отметить разгерметизацию системы при длительной эксплуатации. Из-за этого при старте мотора происходили хлопки. Даже были случаи возгорания.
Второе поколение ГБО :
Как уже говорилось выше между первым и вторым поколением ГБО не появилось радикальных отличий. Однако новшества и преимущества есть. Во втором поколении в редукторе появился модернизированный запорный клапан. В отличие от своего вакуумного предшественника он стал электромагнитным.

На тот момент это было настоящим техническим прорывом. У водителей появилась возможность выбора вида топлива. Для этого в кабине появилась специальная кнопка. С ее помощью можно переключать подачу бензина либо газа. Стал более облегченным “холодный” старт.

Благодаря своим изменениям, стало возможным использовать второе поколение ГБО на инжекторных двигателях.

Из недостатков второго поколения ГБО можно отметить изредка случающиеся хлопки, что создавало определенный дискомфорт при управлении автомобилем. Также эксплуатация второго поколения приводила к быстрому износу свечей.

Третье поколение ГБО:
В результате усовершенствования оборудования появилось третье поколение, где регулировка подачи газа стала автоматической.

В системе появился специальный контроллер, который снимал информацию с датчика кислорода. Исходя из этих данных контроллер определял, какое необходимо количество смеси для двигателя. Регулировка осуществлялась “шаговым” моторчиком.

Также на редукторе появился датчик температуры. Он блокировал работу ГБО при достижении редуктором необходимого нагрева. Все данные, необходимые для этой процедуры, прописаны в контроллере.

Третье ГБО стало соответствовать требованиям ЕВРО-2. Всё благодаря возможности получения информации с кислородного датчика.

К недостаткам третьего поколения можно отнести заторможенную реакцию газооборудования на изменения скоростного режима. Также оборудование медленно осуществляет регулировку состава газовой смеси.
Четвертое поколение ГБО :
Это поколение стало новое вехой на пути эволюции ГБО. Эта версия представляет собой целый “букет” технических новшеств.

Оборудование четвертого поколения  еще можно назвать системой распределенного впрыска.

В редукторе поддерживается стабильное давление. На нем уже не лежит обязанность впрыска в коллектор. В данной версии ГБО для каждого цилиндра имеются газовые форсунки, к которым контроллера подводится отдельный шлейф. Команду форсункам на впрыск отдает контроллер.

Как и предыдущие версии ГБО четвёртое не обошлось без недочетов:


  • двигатель немного потерял мощность;

  • быстрый износ выпускных клапанов и их седел;

  • немного возрос расход топлива, поскольку исчезла возможность запуска непосредственно от газа.

Пятое поколение ГБО :
Работа пятого поколения основана только на пропан - бутане. Вся конструкция этой версии претерпела радикальные изменения.

Газ стал применяться не как в предыдущих версиях в качестве пара, а в жидком виде.

Газовый баллон был оборудован насосом для подачи топлива, схожим по принципу работы с бензиновым.

Благодаря этому в системе поддерживается постоянное давление.

Практика показала, что пятое поколение можно по праву назвать совершенной системой.

Среди ее преимуществ можно выделить следующие:


  • легкий запуск двигателя без использования бензина;

  • отсутствие редуктора;

  • отсутствие необходимости подключения к системе охлаждения двигателя;

  • значительное уменьшение расхода газа, сравнимое с объемом расхода бензина;

  • применение пластиковых трубок и полное отсутствие шлангов;

  • прирост мощности автомобиля.


Несмотря на целый ряд преимуществ у пятого поколения ГБО имеются и свои индивидуальные недостатки.

Оборудование этой версии крайне требовательно к качеству газа. Проблема весьма актуальна для отечественных заправок, где имеется риск получить газ с различными примесями.

Система фильтрации оборудования не способна задержать эти примеси, что приводит к быстрому выходу из строя насоса для подачи газа.

Поскольку пятое ГБО рассчитано на работу только на пропан - бутане, использование в нем газа метан из-за его физических свойств становится невозможным.
Внимание! Шестое поколение ГБО :
Известно о разработке и постепенном внедрении шестого поколения ГБО. По заявлениям разработчиков это революционная система при которой газ, как топливо, будет обладать всеми свойствами бензина:
  • достаточная мощность;

  • умеренный расход;

  • экологичность;

  • простота в обслуживании;

  • малое количество оборудования.


На отечественном рынке данное поколение ГБО не появилось, однако в Европе уже приступили к его производству.

С полной уверенностью можно заявить, что газ становится альтернативой жидким видам топлива. Эксплуатация автомобиля на газу обходится в два раза дешевле при сохранении всех маневренных показателей. А если нет разницы, то стоит ли переплачивать.